Ивана Купала на Руси: что творили славянки в этот день
Языческий праздник «Купальская ночь», который древние славяне праздновали во время летнего солнцестояния, был посвящен повороту от весны к осени и к смерти. Ведь недаром праздник этот всегда заканчивался ритуальными похоронами украшенной березки, олицетворяющей собой жизненные силы весны. Березку эту девушки украшали, завивали и чествовали, а потом под вопли и плачи раздирали руками и хоронили или несли к водоему и там топили. Впрочем, это только один из странных обычаев, которые выполняли славянки ради будущего хорошего урожая и собственного здоровья. На Купала гадали О гаданиях в этот языческий праздник писал еще константинопольский дьякон Феодор Вальсамон, описывающий местный обычай на Купалу выбирать «первородную девицу», которую сатана якобы наделял силой предсказывать будущее. После чего в узкий сосуд с водой складывали разные вещи, а потом, после плясок и обильного возлияния спиртного девица вынимала вещицы как ответ на вопросы, которые ей задавали. Потом язычники жгли сено, прыгали вокруг них и обливали стены домов водой. Этот древний обычай сохранился вплоть до XX века в селах Полесья, где на Купала выбирали самую красивую девушку, срывали с нее одежду, украшали цветами и заставляли точно так же гадать. Бывали гадания с помощью «сухой жабы» и даже с помощью родильной рубашки. У славян существовал запрет для женщин есть ягоды и вишню до Ивана Купалы. Считалось, что у женщины, съевшей вишню до этого дня, будут умирать дети. На Купала целовались Филолог Татьяна Михайловна Никольская в работе «Семиотические аспекты купального обряда» упоминает обряд «кумовства», который существовал только среди женщин и девушек. Для него они плели венки из березы и целовались через эти венки, стремясь как бы наделить друг друга детородной силой. Явление это было массовым то есть целовались все со всеми, словно объединяясь в одно женское существо-божество. Купальское кумовство длилось всего неделю – через неделю женщины приходили на это же место и раскумовлялись, спев определенные песни. Занимались свальным грехом Действительно, ночь празднования заканчивалась купанием и свальным грехом, в которых участвовали не только незамужние молодые женщины, но и матроны, матери семейств, Беснование это разрешалось только в эту ночь, а наутро женщины старались искупаться в росе, смывая воспоминание о ночи. История не оставила нам свидетельств о том, что происходило с младенцами, которые рождались в семьях через девять месяцев после этого, но, скорее чего, их участь была печальной – так как нежелательных детей часто приносили в жертву богам. «Палили» ведьму При этом отказаться от гуляний было сложно – непришедшая на них женщина могла быть объявлена ведьмой. А ведьм на Ивана Купала ходили «палить», для чего из сосновой ветки-рогатки делали факел с паклей и облепляли ее горящими свечами. В эту ночь нужно было обязательно защитить свой дом и хлев от ведьмы – насыпать на порог конопляного семени, через который ведьма не могла переступить – об этом пишет филолог Наталья Константиновна Козлова (работа «Кажимотка», «жоймерица» и конопляная кудель»). А если подозревали, что ведьма приходит по ночам и доит корову, то под утро пересыпали коноплей и дорогу, по которой скот шел на пастбище – считалось, как только корова перейдет через семя, сразу молоко, которое ведьма сдоила ночью, пропадет. А чтобы выявить, кто именно из односельчанок ведьма, следовало ночью найти дикую коноплю и начать её трясти – если рядом оказывалась женщина, значит, она и была ведьмой. «Заламывали» урожай На Купалу ведьмы «заламывали» урожай, то есть проводили обряд на его порчу – приходили ночью на поле и определенным образом скручивали колоски, заговаривая их, отнимая у них «спор» – жизненную силу. Часть потом символически уносилась с собой и символически же закладывалась на хранение в амбар. Видимо, таким образом ведьмы надеялись забрать чужой урожай себе. При этом, как пишет в своих работах фольклорист из Пскова Галина Ивановна Площук, колдующая женщина должна была зайти на поле особым образом, например, задом наперед, а то и вовсе – ногами вверх, на руках. Возможно, именно с этого воровского по сути обряда и началось плетение обрядовых кукол. Крестьяне считали, что эффект от «залома» бывает только тогда, когда хозяин поля не заметит его и наступит либо срежет его косой, и подобные заломы старались обходить стороной. В Псковской области до сих пор ходят рассказы о страшном последствии соприкосновений с «заломами»: «Как серпом зацепила, так и умерла», «как пошла с поля, так и молния вдарила». На Украине на Купала очень боялись свиней, – считали, что это ведьма, и убегали с криками если встретят её на дороге. Оздоравливались Считалось, что на Купала можно оздоровиться – для этого нужно выкупаться в утренней росе, побегать по ней босиком, а также вымыть ею свое жилище. Для очищения от болезней прыгали через костры, а одежду больных: детей и взрослых, – сжигали. В Вологодской губернии перед Ивановым днем крестьянки перемывали квашенки – деревянную посуду, в которой замешивали тесто. Причем делать это надо было не у реки, а у колодца. А под Пензой в кувшины старались собрать росу, чтобы покропить ей свой дом – якобы после этого из него уходили клопы и тараканы. «Топили» мертвецов Для вызывания дождя в засуху девушки на Купала не только обливали всех, кого видели, водой, но и «топили мертвецов», надеясь таким образом, что мертвые помогут – носили воду на могилы и обильно поливали их. Доходило даже до того, что вырывали кресты, чтобы залить в дыру в земле водой. Бесчинствовали Но самым стойким обычаем, который встречается до сих пор, остался обычай бесчинствовать, бесноваться – причем, бесчинствовали как парни, так и девушки. В лихие девяностые годы на Ивана Купалу в поселке Венгерово (Новосибирская область) старшее поколение было вынуждено не спать, а нести караульную службу, чтобы разбушевавшиеся подростки не разломали им сараи и не испортили домашнюю утварь, не развязывали бы снопы и не перегораживали улицы цепями – «для развлечения». Об этом упоминала этнограф из Новосибирска Елена Федоровна Фурсова («Календарные обычаи и обряды украинских переселенцев»). Этот странный и необъяснимый обычай до сих пор заставляет правоохранительные органы в отдаленных поселках быть бдительными, а ночь на Купала называют «бешеной ночью».