Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»:
Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах названную Черноморском) как еврейскую (одни пикейные жилеты чего стóят!);
близок им духом одесский юмор Михаила Жванецкого;
в подобном духе были многие шутки команды КВН «Одесские джентльмены»;
Исаак Бабель «окошерил» свои «Одесские рассказы»;
здесь родился Ефим (заметьте: Иосифович) Березин, известный нам по комическому дуэту Тарапуньки и Штепселя;
тут начинал карьеру Лазарь Вайсбейн, прославившийся как Леонид Утесов;
современный сериал «Ликвидация» об этом городе полон «кошерных» шуток;
анекдотный Абрамович «проживал» именно здесь;
Кстати, и реальные Абрамовичи тут тоже жили. Например, писатель Владимир Яковлевич (публиковавшийся под русским псевдонимом Владимир Ленский).
Не его ли именем назван один из второстепенных героев Ильфа и Петрова и не слова его ли стихотворения «вернись, я всё прощу» цитировал Остап Бендер? :)
здесь были еврейские банки, бoльницы, журналы, спортивные клубы, театр на идише и т. д.;
тут трудились Эдуард Багрицкий, Вера Инбер, Роман Карцев и многие другие деятели культуры и науки, имевшие израильские корни;
и проч., проч., проч.
Кадр из сериала 2007 г. «Ликвидация» режиссера Сергея Урсуляка
Эта история лишний раз подтверждает, что количество не всегда зависит от качества, и наоборот, т. е. это, как сказали бы в самóм городе, 2 большие разницы. Потому что статистически собственно евреев в Одессе сегодня не просто мало, но очень мало: порядка… 1%.
Так почему же этот город «у самого синего моря» стал так прочно ассоциироваться у нас с нацией, представители которой живут в нем лишь редкими «вкраплениями»?
С одной стороны, это похоже на ситуацию расселения семитского народа по Земле в целом.
Данная нация – древняя, но отовсюду, увы, в разные века гонимая. Бóльшую часть времени своего существования она не имела собственного государства.
Зато везде, где бы ее представители ни селились, они вносили большой вклад в развитие местности, особенно финансов, управления и культуры.
Вспомнить хоть исторический факт: в Европе многие короли и императоры занимали деньги именно у еврейских банкиров.
С другой стороны, пожалуй, можно сказать, что с евреев Одесса во многом и началась. Завоевав у Турции эту местность, Россия, чтобы закрепить ее за собой, заселила здесь свое население. И были это во многом именно евреи.
Им за такое заселение было предоставлено много льгот.
До 1917 г. играла роль и черта оседлости, селиться за пределы которой евреям запрещали. Так, в Москве их было мало, а вот в Одессе – гораздо больше. (Не потому ли ильфо-петровские пикейные жилеты так мечтали сделать Черноморск вольным городом?)
Со временем данная диаспора стала здесь одной из самых влиятельных, прежде всего в банковской сфере… а также в криминальной области (наиболее известным в этой области был «Мишка Япончик», урожденный Мойше-Янкель Винницкий).
Семитский народ составлял от местного населения:
30,5% – в 1897 г.;
Кстати, из них было 1550 купцов, 416 дворян, много почетных граждан и т. д.
36,9% – в 1926 г.
Число одесских евреев резко сократилось после 1941 г. Нaциcтaми их было yничтoжeно порядка 34 тыс. человек, по подсчетам одних историков, до 85 тыс. человек – по подсчетам других.
Очередной спад семитской численности наблюдался в 1970-е гг., когда многие начали уезжать на свою историческую родину.
В 1989 г. представителей этого народа в Одессе проживало 5,9%, а сейчас – около 1% (10 тыс. евреев при чуть более 1 млн всего населения города).
Так что в наши дни это уже история, ушедшая в прошлое.
Но глубокие корни, большие достижения жившего тут семитского народа (от врачей до писателей и от банкиров до естествоиспытателей), интереснейшие традиции и любимый многими «еврейский юмор» надолго закрепили за Одессой славу «еврейского» города.