Невезучему супергерою из ада никак не достанется хороший фильм
До российского проката добрался фильм «Хеллбой: Проклятие Горбуна» — новая попытка экранизировать культового персонажа из комиксов Майка Миньолы.
Кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирается, что пошло не так в очередной попытке перенести мрачный комикс в мир кино.
1959 год. Сын адской знати Хеллбой (в этой версии его играет Джек Кеси из «Дэдпула 2») отправляется на очередную миссию в компании спецагента Джо (Аделин Рудольф из «Леденящих душу приключений Сабрины»). Он уже несколько лет сотрудничает с Бюро паранормальных исследований и обороны — службой, которая регулирует любые сверхъестественные аномалии и явления на Земле. Сейчас Хеллбой и Джо перевозят одного из самых опасных ядовитых пауков в мире, в которого еще и демон вселился. На одном из поворотов поезда вагон с героями резко тряхнет, и усыпленный седативными препаратами паук вырвется из клетки...
Хеллбою и Джо удается выжить, но они оказываются в загадочном лесу без связи с цивилизацией. Пытаясь отыскать мобильную связь, герои набредают на деревню («Капец, пипец и звездец», — констатирует Хеллбой в русском дубляже), захваченную злобным Горбуном. Напарники встают на защиту местных жителей.
«Проклятие Горбуна» — экранизация арки одноименного графического романа, вышедшего в 2008 году в издательстве Dark Horse Comics. Первая (и наиболее важная) особенность новой картины — практически побуквенное следование первоисточнику. Разве что, Хеллбою добавили напарницу, но она ничуть не мешает. Кажется, приближенность Майка Миньолы к экранизации сыграла ей на руку и поклонники будут в восторге.
Зато для тех, кто с графическим романом не знаком, бодрой покажется разве что завязка. За ней сразу вываливается экшн: драки, перестрелки, сверхъестественное лезет изо всех щелей. Правда, недолго, и большую часть оставшегося экранного времени ничего выдающегося не произойдет. Контекста тоже не будет, поэтому во время просмотра не покидает ощущение, что включил случайный эпизод бесконечного процедурала, в котором повествование строится по принципу «монстр недели».
Задолго до «Проклятия Горбуна» к Хеллбою и вселенной Миньолы подступались другие авторы. Наиболее знаковой экранизацией остается дилогия Гильермо дель Торо — «Герой из пекла» (2004) и «Золотая армия» (2008). Образ Хеллбоя на экране воплотил Рон Перлман, исключительно его дель Торо видел в главной роли (вопреки предубеждениям студии). К сожалению, обе картины не окупились, и о хвостатом порождении Ада, который отринул темный мир и стал работать с силами добра, на долгие годы забыли.
10 лет спустя на экраны вышел «Хеллбой» от режиссера Нила Маршалла, работавшего над сериалами «Константин» и «Мир Дикого Запада». В Хеллбоя перевоплотился Дэвид Харбор (звезда «Очень странных дел»), а главную антагонистку, Кровавую ведьму, сыграла Милла Йовович. Наличие больших звезд проекту не помогло — он также не окупился. Эта худшая экранизация комиксов Майкла Миньолы (5.3 на IMDb) также была представлена на «Золотой малине» сразу в пяти номинациях.
Сказать, что новая версия хуже предыдущей, однозначно нельзя. Режиссер нового «Хеллбоя» Брайан Тейлор, известный по дилогии «Адреналин» с Джейсоном Стэйтемом, старается выехать на экшне и хорроре. Если с первым большие проблемы (на весь фильм одна приличная сцена), то второй более-менее срабатывает. Мрачная, зловещая атмосфера, летающие ведьмы, восстающие из могил мертвецы с пластическим гримом соседствуют с настолько темной картинкой, что последние серии «Игры престолов» могут расслабиться.
Джек Кеси — очень средний Хеллбой. Даже никакой. До Рона Перлмана актеру как до Луны, зато образ Хеллбоя от Дэвида Харбора он с легкостью переигрывает. Есть эпизоды, в которых Кеси будто насмехается над персонажем («Я просто люблю комично большие пушки»). На первый взгляд, забавно, но в общем контексте истории выглядит неестественно и театрально. В некоторых сценах при этом герой демонстрирует зажигательную харизму и невиданную мощь.
Новому фильму очень не хватает динамики. На диалоги затрачено непозволительно много времени, да и герои все время куда-то идут. Перемещаются от одного дома в деревне к другому, потом топают до церкви, потом отправляются в горы. Все это время воздух сотрясают ни к чему не обязывающие разговоры, иногда лишь условно связанные с происходящим на экране, иногда просто выбивающиеся из него. В редкие мгновения мрачняк разбавляет сатира, но уныние от бесконечной болтовни не исчезает.
Графика и скримеры, которые и без того трудно разглядеть из-за затемненного изображения, выглядят приветом из начала 2000-х. Судя по всему, бюджет картины «Хеллбой: Проклятие Горбуна» еще меньше, чем у фильма 2019 года. Кино выглядит как необязательный локальный b-movie, аудиторией которого будут лишь преданные фанаты персонажа и оригинальной арки комикса.
Кажется, графические романы Майка Миньолы преследует злой рок. Масштабного блокбастера по мотивам комиксов, у которых есть огромная фанбаза, до сих пор так и не случилось.